Самое интересное от Яна Арта

Виктор Черномырдин: «Мы не обещаем всего и сразу. Но то, что мы обещаем, мы сделаем»

A A= A+ 10.11.1995
Премьер-министр Российской Федерации, лидер движения «Наш дом - Россия» отвечает на вопросы газеты «Известия Татарстана»

- Виктор Степанович, мы беседуем с вами 8 ноября, за месяц с небольшим до дня выборов в Госдуму, на которые вы идете во главе движения «Наш дом - Россия» и идете с уверенностью, как видится. Тем не менее, ваши оппоненты, в частности, Борис Федоров, утверждают, что за три года вашего премьерства вы не решили ни одной серьезной проблемы. Что бы вы положили на чашу весов в пользу своего кабинета, в пользу «Нашего дома»?

- Видимо, у Бориса Федорова, который работал в правительстве вместе со мной, стало плохо с памятью. Человек, имеющий определенные знания и опыт, должен видеть, что сумело сделать правительство и что нет. Конечно, многое мы не успели, есть над чем работать, но главное что сделали - удержали экономику, и сегодня она начинает выравниваться. Впервые за последние четыре года остановился спад производства - с мая, а с августа начался его рост. В целом по стране он мал и, может быть,  еще не заметен простому человеку, но дело сдвинулось. Сегодня рост цен в семь раз сократился по сравнению с прошлым годом. И сегодня, когда мы добиваемся снижения инфляции, то говорим о доведении ее до 4 процентов в месяц. Это много, программа наша подразумевает 2 процента. Наверное, не удастся снизить до 2, но ведь и 4 процента - это уже не 17, не 20 и, наконец, не 26, как это имело место в бытность Федорова министром финансов. Далеко не все сделано, и многое надо делать, и будем делать, и уже делаем.

Я могу ответить конкретно по многим направлениям, но прежде всего необходимо сказать об оборонном комплексе. 80 процентов военно-промышленного комплекса Советского Союза приходилось на Россию. Повернуть этот гигантский комплекс в сторону конверсии требует огромных средств. И это сегодня - одна из сложнейших проблем. Для ее решения нужны годы и от этого никуда не денешься. Огромных усилий и времени требует аграрный комплекс, он всегда был в сложном положении. Вспомните, сколько раз подступались к нему - это и продовольственная программа, и программы по отдельным регионам. Много говорили, но мало что сделали, а «плоды» приходится пожинать ныне действующему правительству. Потребуются крупные вливания в агропром для того, в первую очередь, чтобы начать, наконец, в аграрном секторе реорганизацию.

- Коль скоро вы назвали ситуацию с военно-промышленным комплексом одной из самых главных проблем, хотелось бы получить ваш комментарий к некоторым цифрам, связанным с предприятиями ВПК на территории Татарстана. Задолженность «оборонке» нашей республики по федеральному госзаказу превышает 158 миллиардов рублей. Предприятия Татарстана, участвующие в федеральной программе «Конверсия», должны были получить 187 миллиардов рублей, реально получили лишь 10 миллиардов. Как им жить, за счет чего конверсироваться и развиваться? И в связи с этим: решится ли когда-нибудь вопрос об открытии в Казани филиала «Росвооружения», что открыло бы возможности татарстанскому ВПК напрямую решать задачи экспорта?

- Начнем с ответа на последний вопрос. Я впервые услышал о том, что назрела проблема создания филиала «Росвооружения» в Казани, когда был в Татарстане на праздновании пятилетия суверенитета республики. Мы пришли тогда к выводу, что для решения данного вопроса постановление Правительства России не нужно, достаточно решения самого «Росвооружения». Я думаю, что в Казани такой филиал необходим, и сейчас надо назвать кандидатуру руководителя филиала, обучить его, так сказать, этому ремеслу и - за дело.

Что касается программы конверсии оборонных предприятий... Да, действительно, она профинансирована только процентов на 10-15, мы не смогли часть средств направить туда, потому что надо было решать социальные вопросы. Но сейчас, до конца года, практически мы должны будем выйти на запланированные объемы финансирования по конверсионным программам и заказам Министерства обороны. Основную часть этих денег предприятия получат еще в этом году.

- Ваше мнение о перспективах фермерства в России. Как известно, количество фермерских хозяйств начинает сокращаться. На что сегодня и завтра может рассчитывать отечественный фермер?

- Недавно состоялся съезд фермерских союзов России, на котором я был и слышал такие же вопросы, эти проблемы там поднимались. Сегодня фермерский блок производит у нас порядка 4-5 процентов сельскохозяйственной продукции. Это в целом. По отдельным направлениям - до 40 процентов и даже больше. При таких показателях, конечно, многое зависит от того, как государство поддерживает фермерский блок. В начале года мы не смогли поддержать его в запланированных объемах, но со второй половины 95 года принят  ряд постановлений Правительства, предусматривающих, например, освобождение от платежей по фермерским кредитам, увеличение ссуд. Сейчас ассоциация крестьянских и фермерских хозяйств разработала соответствующую программу. Думаю, в ноябре она будет представлена и рассмотрена Правительством, и мы определим конкретные направления поддержки фермерских хозяйств. Конечно, сегодня мы не можем дать столько, сколько требуется нашим фермерам - нет такой возможности. Но в будущем это направление будет поддерживаться, и эта финансовая поддержка будет увеличиваться по мере улучшения ситуации в народном хозяйстве.

- Сейчас Нижегородскую область называют лабораторией российских реформ, в том числе и аграрных. Скажите, как на ваш взгляд выглядит ее экономическое положение в контексте экономического положения в других регионах и в целом в России?

- Я поддерживаю и приветствую то, что делается в Нижнем, и считаю, что губернатор Немцов многого добился в направлении эксперимента. Другое дело, что не все получается, но отдельные эксперименты, которые проведены в Нижнем Новгороде, сегодня уже внедряются в других регионах страны. И это очень примечательно, что в центре России есть регион, в котором люди не боятся идти на эксперимент. Я думаю, что у Нижегородской области большое будущее и хорошие возможности. Надо их правильно использовать - и будет результат, обязательно будет результат. Поэтому я от всей души желаю нижегородцам так держать. А Немцову успехов на выборах.

- Существуют два противоречивых решения, принятых совсем недавно: постановление Правительства России от 16 октября, в котором предписано не повышать цены на газ, электроэнергию и тарифы на перевозки по системе железных дорог России, и решение АО «Газпром» от 1 октября о повышении оптовых цен на газ. Как разрешить это противоречие?

- Противоречия здесь, по сути, нет. Постановление Правительства будет выдерживаться. Решение «Газпрома» касается цен на газ под промышленные, а не под бытовые нужды. Тоже самое касается электроэнергии. В 4 квартале цены изменяться не будут. Сегодня мне докладывали: в отдельных регионах начинают проявлять самостоятельность - повышать цены. Это неправильно, и мы поправим руководителей таких регионов.

- В последнее время стали говорить, что Черномырдин выравнивает правовой статус регионов. Это действительно так и если «да», то как вы видите развитие этого процесса?

- Вы знаете, много сегодня разговоров на эту тему, звучат разные предположения. В том числе вплоть до передела, до перекраивания границ. Я категорический противник всех этих дел, хватит нам переделов, хватит нам нарезаний границ. Мы знаем, к чему это приведет. Это только война и кровь. Этого нельзя допустить. Есть традиционно сложившиеся границы областей, краев и республик. Вот давайте и жить в этих границах. Я - сторонник того, чтобы побольше сегодня власти отдать на места, в регионы. Ни Черномырдину, ни кому-то другому из Москвы командовать как жить, что строить и как строить в регионах смысла нет, это лучше решат сами регионы. А нам есть чем заниматься на федеральном уровне. Нам надо условия создавать для регионов, для отдельных отраслей экономики, для тех же фермеров, для предпринимателей.

Сегодня заключены двусторонние договоры и соглашения о разделении полномочий с девятью регионами России. В ближайшее время такие договоры будут подписаны с Калининградской областью и  Краснодарским краем. Будем эту работу проводить и дальше, но, должен подчеркнуть, в рамках Конституции.

- Тем не менее вы сами сказали только что, что тарифы на энергоносители регионам не дадите повышать. Значит, где-то границы самостоятельности вами подразумеваются?

- Заметьте, эти ограничения касаются монополистов. Контроль за монополистами остается на федеральном уровне.

- Сегодня, в связи с предстоящими выборами, все чаще говорят о судьбе денег обманутых вкладчиков различных «пирамид». Что будет сделано Правительством и будет ли сделано вообще для облегчения участи этих людей?  Тот же вопрос - касательно тех миллионов людей, которые хранили деньги в сберкассах и фактически потеряли все свои сбережения в результате либерализации цен в 92 году.

- Думаю, что в ближайшие дни будет принято решение Правительства о компенсации части потерь вкладчикам Сбербанка. Прежде всего - ветеранам войны и труда. Всем сразу компенсировать невозможно. Общий объем «сгоревших» вкладов - больше годового бюджета страны. Постепенно, с нарастанием, начиная с 1 января 1996 года, начнет действовать система компенсации. Что касается обманутых вкладчиков «пирамид», то и здесь сейчас находим решение. Предполагается забрать у этих «пирамид» часть средств и направить их на компенсацию. Есть еще один вариант, - создание системы фондов, в которые будут привлечены средства этих такого рода финансовых компаний. Готовится экономическая схема. Ее, кстати, разрабатывают специалисты движения «Наш дом - Россия». Я не хочу сейчас утверждать, что Правительство не причастно к проблеме обманутых вкладчиков. Причастно, раз не пресекли. Хотя и предупреждали, что нельзя верить всем этим «МММ». Но коль уж случилось, то надо решать эту проблему. И будем решать.

- Будут ли выплачены компенсации регионам России, земельные угодья которых выбыли из оборота в результате жестокой засухи нынешнего года?

- К сожалению, для многих регионов Европейской части страны этот год действительно сложился крайне неудачно. По-моему, таких засушливых лет не наблюдалось с шестидесятых годов. И Поволжье попало в зону засухи...

Что сделано? Ну, прежде всего принято решение о компенсации ряду регионов, где сильны последствия засухи. Особенно это касается Саратовской, Оренбургской, Волгоградской областей. Принято решение об отсрочке платежей по товарным кредитам пострадавших от засухи регионам. Дальнейшие решения будут приниматься по подведению годового баланса по всем полевым делам.

- Насколько, по-вашему, реальны надежды, что в ходе и в результате предстоящих парламентских выборов удастся преодолеть хронический российский недуг - противостояние исполнительной и законодательной властей и какую роль в этом процессе должно, на ваш взгляд, сыграть движение «Наш дом - Россия»?

- Хотелось, чтобы оно сыграло большую роль. Но прежде всего я хотел бы сказать, что сейчас как такового противостояния нет. Я не могу сегодня сказать, что правительство и дума находятся в состоянии противостояния. К счастью, этого нет. Правительству не хватает законодательной базы, основы для работы. Сегодня в Думе лежат около ста непринятых законопроектов. Как жить без законов? По постановлениям и указам? Но это все временные явления: сегодня одни указы и постановления принимаем, завтра придут другие - новые постановления и указы примут. Может ли в этих условиях нормально развиваться экономика? Да нет, конечно же!

В отдельных регионах страны есть противостояние ветвей власти, но, к счастью, это тоже не распространенное явление. Могу однозначно сказать свое мнение об этой проблеме. Это плохо. Это только плохо и еще раз плохо. Никакое противостояние никогда ни в чем нас не продвинет, оно только отбрасывает назад. Сегодня, накануне выборов, это как бы противостояние пытаются раздувать. Критикуют те, кто ни за что, в принципе, не отвечает. Некоторые вообще уже нигде три года не работают, а пытаются что-то обещать. Говорят о каких-то программах... Вы почитайте эти программы. Что за ними стоит? Только общие слова и обещания. Мы не должны допустить резкого противостояния, которое выгодно этим людям. И особенно противостояния законодательной и исполнительной властей.

А «Наш дом» - это движение, которое опирается на тот блок в парламенте и на тех людей в стране, которые понимают, что такое сегодня работа правительства. И я надеюсь, что «Наш дом» будет поддержан в регионах, ибо это движение, которое намеренно заниматься делом и только делом.

- Считаете ли вы себя демократом, и что могли бы ответить на расхожее утверждение, что сегодня страной правит вчерашняя номенклатура?

- Вы знаете, я конечно не кричу с трибун, что я демократ. Крикунов и так слишком много у нас. Дело сегодня не в том, куда себя причислить, а в том, чем мы занимаемся, какую линию проводим. Могу сказать, что я - приверженец рыночных отношений. И для их становления я работаю. И буду работать. Ибо это единственный путь, который сегодня выведет Россию из прорыва. Не надо сегодня ничего изобретать. Рынок - это не изобретение Гайдара или кого-то другого. Это уже столетиями отработано. Другое дело как мы внедряем рыночные отношения, как мы начинали их внедрять. Но то, что сегодня в России это единственный путь, в этом я убежден.

Да, тяжело. Да, мы несем определенные потери. Да, надо, чтобы этих потерь было меньше. Но мы самое трудное уже прошли - удержали экономику, удержали страну. Сейчас надо продвигаться вперед. Вот в этом я вижу суть, а не в том, кто себя как величает.

- Ваш блок часто называют партией власти или партией чиновников. Каких именно чиновников вы ведете за собой?

- «Наш дом» - это не партия власти и не партия чиновников. Возьмите списки наших кандидатов и посмотрите. Там есть и государственные деятели, и хозяйственные руководители, и специалисты, и ученые. Все слои общества, по сути, представлены в списках движения «Наш дом - Россия». Поэтому я такого определения - партия власти - не приемлю. Да, действительно, движение наше начиналось «сверху», из центра. А другие? Ведь, за редким исключением, все партии, блоки и движения в России, по сути, создавались в центре, в Москве. Сегодня наши организации есть по всей России - в 84 из 88 регионов. И движение объединяет очень многих: наша программа шире правительственной программы и в ее основе - принцип рыночных отношений, курс на подъем экономики.

Я рассчитываю на выборах прежде всего на здравый смысл россиян. Я не буду обещать то, что не могу сделать. Это беда, если правительство пойдет по популистскому пути обещаний. Но то что мы пообещаем, мы сделаем.

Газета «Известия Татарстана» (Казань), 10 ноября 1995 года


Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
3197